Последняя статистика говорит о том, что в Украине на 100% заключенных браков приходится 70% расторгнутых.

Судебная практика показывает, что в большинстве случаев за исками о расторжении брака следует ряд других исков, самые распространенные из них: об определении места проживания ребенка, взыскании алиментов, о взыскании дополнительных расходов на ребенка, о лишении родительских прав, разделе имущества супругов и пр.

К сожалению, исполняемость судебных решений по вопросам разрешения семейных споров по разным данным колеблется от 7 до 12%. Однако, степень эскалации конфликта в таких спорах в процессе судебного разбирательства достигает своего апогея. И даже если изначально стороны заходили в судебный процесс в натянутых отношениях, то в процессе судебных разбирательств в 95% случаев эти отношения искажаются до невозможности. Одним из ярких доказательств эскалации конфликта является вызов детей в суд для дачи показаний или пояснений, предоставление письменных и устных пояснений, содержащих в себе факты личной и/или интимной жизни одного из супругов, всевозможные формы оскорблений и осквернений друг друга. Почему так происходит? Потому что в суде, когда одна сторона находится в процессуальном статусе истца, а вторая – ответчика, фактически одна сторона для того, чтобы обосновать (в первую очередь самой себе) правильность своей позиции и своего выбора, коим является подача иска в суд, должна всячески очернить вторую сторону. В таких ситуациях любое послабление своей позиции, даже с хорошими побуждениями договориться, может быть воспринята как личное поражение и сдача позиций, а вторая сторона может принять это как одолжение.

В суде стороны ведут «переговоры» на уровне своих принципиальных позиций, которые обосновываются, как правило, с точки зрения законом предусмотренных прав и обязанностей. Зачастую данные нормы закона никак не отражают истинные интересы и потребности сторон. К примеру, взыскание в судебном порядке алиментов на ребенка никак не удовлетворяет истинную потребность родителя в том, чтобы оба родителя заботились и обеспечивали все необходимые потребности ребенка и он ни в чем не нуждался; заявление о лишении родительских прав, как правило, связано с потребностью одного из родителей беспрепятственно выезжать с ребенком за границу и чувствовать свободу от второго родителя в вопросах заботы и воспитания ребенка, а также своей – не обращаться с просьбами каждый раз при планировании отъезда. Почему так происходит? Потому, что в основе семейных конфликтов и споров лежат отношения, которые на определенном этапе стали причинять боль, страдания, непонимание, недосказанность, ощущение, что тебя не слышат, не любят, не ценят, не уважают и т.п.

Суд не работает с причиной возникновения конфликта, да и отношения сторон суду не важны. Суд руководствуется нормой права. Однако, зачастую ссылаясь на нормы права, каждая из сторон в суде хочет рассказать свою историю отношений, поделиться переживаниями. Но здесь наталкивается на строгие рамки судебного процесса – суду это не важно и не нужно! Таковы реалии.

Семейная медиация – это эффективный способ разрешения семейных споров между сторонами конфликта с помощью третьей незаинтересованной стороной (медиатор), который направлен на поиск решений, отражающих истинные интересы каждой стороны, в процессе проведения переговоров.

Семейная медиация применяется как досудебный способ разрешения спора, внесудебный способ, а также в процессе судебного рассмотрения дела и на этапе исполнения решения суда.

Например, в США существует такое понятие, как «присудебная» медиация, т.к. в семейных спорах стороны обязаны обратиться к медиаторам до того, как обратиться в суд. Уровень разрешения конфликтов до обращения в суд составляет 69-85% (в зависимости от штата).

В Украине на сегодняшний день есть ряд судов и судей, которые в начале рассмотрения исков по семейным спорам рекомендуют сторонам обратиться к медиаторам для урегулирования спора мирным путем. К аналогичному методу прибегают и Службы по вопросам детей, органы опеки и попечительства, городские центры детей и прочие социальные службы. Такая практика существует в г. Киев и Киевская область, Львове, Харькове, Днепре, Одессе и др.городах Украины.

Преимуществом семейной медиации является то, что одним из принципов является конфиденциальность. Это крайне важно, поскольку зачастую то, что имеет значение для поиска решений, не подлежит публичной огласке, стороны конфликта не хотят говорить об этом вслух и озвучивать свою правду, свои чувства, свою уязвимость, переживания и боль. Медиация гарантирует, что любая персонифицированная информация, которая стала известна медиатору (медиаторам), не подлежит разглашению ни третьим лицам, ни другой стороне конфликта (без желания на то стороны-носителя информации).

Семейная медиация работает и с теми категориями семейных споров, которые могут быть предметом спора в суде: например, конфликты поколений, межличностные конфликты в кругу семьи, некоторые категории наследственных споров.

Важными преимуществами семейной медиации являются сроки разрешения конфликтов: в среднем это 4-5 встреч по 1,5 – 3 часа каждая, бывают и исключения, особенно когда необходимо проверить на исполняемость промежуточные решения, принятые сторонами – в таком случаен это может быть несколько месяцев. Но частоту встреч определяют сами стороны, в отличие от суда.

Основным отличием медиации от судебного разбирательства является то, что здесь стороны сами получают право генерировать варианты решений, поскольку никто кроме них не владеет большими знаниями и ресурсами в том какое решение удовлетворит интересы каждой из сторон в их отдельно взятой ситуации.

Приказом Минсоцполитики Украины №892 от 17.08.2016г. «Об утверджении государственного стандарта социальной услуги посредничества (медиации)», предусмотрено право каждого на получение услуги медиации, как способа мирного разрешения конфликта/спора. Законопроекты о внесении изменений в Семейный кодекс Украины также свидетельствуют о том, что применение и эффективность семейной медиации при урегулировании конфликтов растет и, действительно, является наилучшим методом для сохранения и цивилизованных отношений, и защиты детей, которые подвергаются тяжелой психологической травматизации в процессе защиты родителями якобы интересов ребенка и разрешения иных семейных споров.

Все вышеперечисленное прямо указывает на то, что семейная медиация, в основе которой находится работа с интересами и потребностями, с ценностями человека, является более эффективным и экологичным способом разрешения конфликтов и, одновременно с этим, способом сохранения здоровых и счастливых отношений между супругами, членами семьи, между родителями и детьми.

Анжелика Головченко, семейный адвокат и медиатор